Экспертное мнение Александра Афанасьева от первого лица:
Тема развития и возрождения российского автопрома и воплощение его в бренде «Москвича» - невероятно вдохновляющая для меня. Ведь я не понаслышке знаю, что у нас есть таланливые руководители и конструкторы, способные эффективно выстроить процессы производства от идеи и прототипа до запуска автомобиля в продажу. Поэтому я не смог устоять и не написать пару строк об этом мощном для российской автомобильной промышленности событии, связанном с историей возрождения «Москвича».
До того, как я пришёл работать в Транспортный Комплекс города Москвы и стал возглавлять Инновационный центр «Безопасный транспорт», я более 9 лет работал в автопроме, как говорится «In-house»: в ПАО СОЛЛЕРС (бренд УАЗ), в Тойота Мотор Рус, в ГНЦ ФГУП НАМИ (проект Кортеж), в ПАО АВТОВАЗ. После, уже работая в консалтинге, принимал активное участие в написании стратегии развития автомобильной промышленности для Республики Узбекистан. Поэтому данная отрасль для меня представляет особый интерес. Сразу хочу отметить, что все нижесказанное – это моё личное мнение, и Вы его можете не разделять.
Прочитав заявление Сергея Семёновича про «Москвич», а потом посмотрев интервью Максима Станиславовича, я искренне обрадовался новостям. Кажется, как такое можно говорить, когда речь идёт об уходе автомобильного бренда (Renault) с одним из самых глубоких уровней локализации в РФ и так сильно интегрированным в производственные цепочки. Но давайте будем честными, из-за сложившегося санкционного давления уход Renault был вопросом времени. А порадовало, то, что топ- менеджмент Москвы и Минпромторга решили не просто забрать на баланс города предприятие, как некий балласт, но и сохранить его исторический вектор деятельности, развивая российский автопром, создавая новые рабочие места и новые возможности для развития и реализации талантливых специалистов отрасли. А это уже выводит возрождение бренда «Москвич» с столичного значения на федеральный уровень.
При этом даже в самом начале этого непростого пути по возрождению бренда и перезапуска собственного производства Максим Станиславович, в рамках интервью, задал крайне четкое направление развития:
- В самом начале автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), а далее выпуск электромобилей— крайне дальновидный вектор, так как ESG повестку на мировой арене никто не отменял, а также это закладывает хороший экспортный потенциал в дружественные страны, а серьезные инвестиции в нисходящие технологии, как автомобили с ДВС на классическом топливе (бензин и дизель) не целесообразны.
- Одна из ключевых целевых аудиторий — корпоративный клиент в лице такси и каршеринга. Это здорово, во-первых, поможет выпустить автомобиль, который изначально отвечает нуждам этих сегментов, а не просто приспособлен потребительский автомобиль. Во-вторых, это создание единого дизайн-кода такси и каршеринга в рамках Транспортного комплекса Москвы и Московской области, а возможно и всего Центрального Федерального округа. В-третьих, это тестирование продукта в максимально жестких условиях эксплуатации (режим эксплуатации автомобиля в такси намного жёстче, чем у обычных рядовых водителей в мегаполисе ) и моментальное получение обратной связи для устранения недочётов, что позволит для потребителей на рынке получить максимально доработанный продукт.
- Единая платформа позволит в рамках одного R&D с минимальными дополнительными инвестициями появиться целой линейке автомобилей, отвечающей требованиям разных целевых аудиторий.
А с учётом того, что ключевым российским техническим партнером нового «Москвича» выступает КАМАЗ, занимающий сильные позиции в автопроме, в том числе и на мировом, лично меня эта история воодушевляет. Такое партнерство говорит о том, что будет заложен правильный технологический и производственный фундамент. Далее хотел бы обратить внимание и на сильную связку менеджмента проекта – Сергея Семеновича Собянина, реально преобразившего внешний вид Москвы и доказавшего, что нет невозможных трансформаций в рамках города, и Максима Станиславовича Ликсутова, который вывел транспортную систему Москвы на лидирующие позиции в мире, а по отдельным направлениям сделал безусловным лидером.
А также Дмитрий Валентинович Пронин, ставший руководителем завода «Москвич», имеет колоссальный опыт как в транспортном комплексе, так и в автопроме.
История российского машиностроения, например в агросекторе, уже знает хороший пример завода компании «Ростсельмаш», к управлению которым пришел эффективный менеджер и талантливый руководитель Валерий Мальцев.
Компании под его управлением удалось не только покрыть спрос внутри страны на сельскохозяйственную технику, но и войти в топ-5 в мире по производству этой категории техники. Также эксперты «Ростсельмаш» апробировали передовые технологии в отрасли и одни из первых запустили беспилотный комбайн. Поэтому я убежден, что успех зависит от успешного менеджмента.
Поэтому я искренне верю, что при правильных подходах у бренда «Москвич» большой потенциал. И разумеется, при необходимости Инновационный центр «Безопасный транспорт» будет оказывать всяческую поддержку руководству города для реализации этого амбициозного и нужного проекта.