Инновационный центр

Как эффективно управлять командой WEB-дизайнеров и создавать полезные проекты для жителей Москвы?

Статьи
Мы продолжаем рассказывать, чем занимаются эксперты Инновационного центра «Безопасный транспорт» на благо Москвы. На этот раз, руководитель WEB направления дизайна Глеб Любавский рассказал о своем пути от дизайнера до управленца и о специфике эффективного выстраивания коммуникации внутри команды и с заказчиками. А еще про то, как создавать крутые полезные проекты для жителей Москвы, сохранять вдохновение и креативное мышление. И, конечно, дал несколько советов на пути к успеху и высоким результатам начинающим дизайнерам.

Что такое дизайн на самом деле?

«В обществе, к сожалению, сложилось мнение, что дизайн — это просто картинки нарисовать, цвет кнопки поменять и какой-то элемент вставить. А на самом деле это внешняя надстройка, которая формируется на базе общечеловеческих паттернов. Дизайн понимает, что привлекает человека, как правильно создать интерфейс, чтобы пользователь совершил целевое действие и многие другие вещи, которые незаметны обывателю, но о которых задумывается дизайнер. И хочется, чтобы люди понимали, что за зеленой кнопочкой стоит огромная аналитика».

Путь к цели

Глеб Любавский родился во Владивостоке, окончил направление информационной безопасности телекоммуникационных систем. Несколько лет работал по специальности, но понял, что хочет развиваться в другой сфере. Поэтому пробовал себя в роли руководителя производства по печати, SMM-специалиста, монтажера, но особенно заинтересовала разработка печатной продукции. Тогда у Глеба появилась цель — стать дизайнером, а именно — дизайнером интерфейсов, так как у него был бэкграунд IT-специалиста.
Осознав, что в Москве можно хорошо профессионально развиваться, Глеб вместе со своим французским бульдогом на поезде совершил путешествие-переезд в столицу через всю страну, который составил примерно 11 дней.
Около года он проработал в компании по производству рабочих и садовых инструментов в отделе дизайна упаковки, где освоил программу Adobe Illustrator. Однако заниматься только разработкой упаковки ему не хотелось, поэтому дополнительно подрабатывал удаленно WEB-дизайнером у краснодарской студии, где создавали онлайн-магазин ритейлера техники, страницу для благотворительного проекта и другие разноплановые проекты.
В дальнейшем Глеб оформил все свои кейсы в портфолио и начал активно искать новое место работы.
«В один день я получил положительный ответ от ИЦ и Банка „Открытие“. Выбор был сделан в сторону ИЦ, который предложил работать с макетами, а это то, чем я хотел на тот момент заниматься. Мне дали ТЗ — сделать лендинг в тильде. Ранее я не работал в этом конструкторе сайтов и все равно решил, что нужно создать мощный прикол на страничке, чтобы точно взяли. Но объявление с вакансией было от метро, поэтому подумал соответствовать стилю. Тогда сделал очень строгий сайт с такой же цветовой палитрой и вставил разной анимации. Мой будущий и сейчас нынешний руководитель вернулся с обратной связью и сказал, что нужно создать сумасшедший лендинг. Я не спал целые сутки и делал сайт, параллельно смотря все видео, как создаются те или иные фишки. После ТЗ и личного общения меня взяли».
Изначально в WEB-отделе работал только Глеб, и в основном он создавал лендинги для мероприятий. Одним из первых ярких проявлений WEB-направления стала разработка страницы к 9 мая, где рассказывалось об истории метро и транспорта в городе во времена ВОВ и про сотрудников московского метрополитена, которые воевали. Глеб разработал наиболее интерактивный дизайн из возможных на тот момент, который стал запоминающимся и выделялся на фоне многих проектов ко Дню Победы.
В дальнейшем WEB-направление решили расширить и собрали целый подотдел. Глеб стал брать больше ответственности за работу своих коллег и постепенно пришел к руководящей должности.
«В целом мне стало интересно познакомиться с другими командами, и возник вопрос: „Почему мы не делаем макеты сервисов для разработчиков?“. При нашем взаимодействии вся работа проходила бы быстрее, и интерфейсы максимально были бы понятны пользователям. Поэтому далее мы договорились о сотрудничестве с разработкой».

Уникальность Центра дизайна в ИЦ «Безопасный транспорт»

Направления деятельности нашей организации разделены на разные центры, каждый из которых делает свой вклад, реализуя проекты на благо города. В дальнейшем WEB-направление решили расширить и собрали целый подотдел. Глеб стал брать больше ответственности за работу своих коллег и постепенно пришел к руководящей должности.
«На примере Центра дизайна могу отметить, что он сотрудничает со всеми отделами сразу. Чтобы подготовить качественное решение, мы погружаемся в процессы отделов: что они хотят от результата, как это работает, для кого это делается. Как ранее говорил, мы упрощаем труд разработчиков своими макетами, помогаем аналитикам с дашбордами и социологам с графиками. Также сейчас плотно сотрудничаем с HR, потому что вместе создаем сервис для сотрудников. Уникальность нашего центра в мегакоммуникации».

Как качественно выстроить взаимодействие между сотрудниками

В команде Глеба на данный момент несколько человек: дизайнеры и разработчик. В том числе при активном взаимодействии с motion-дизайнером. Коллективная работа ускоряет процессы и повышает качество выполнения задач.
Для того, чтобы выстроить плотную коммуникацию между сотрудниками необходимо быть с ними на связи, ставить встречи и определять задачи по проекту, а также как руководитель отслеживать работу человека и давать ему обратную связь, чтобы он смог вовремя внести правки и динамично двигаться дальше. При этом Глеб нацелен быть на одной волне со своей командой, то есть не ставить жесткую позицию начальник-подчиненный.
Такой подход можно рассмотреть на примере работы над лендингом «Причал».
  • «Нам падает задача, мы все собираемся и изначально устраиваем брейншторм. Выявляем, в чем будет основная шоу-механика и определяем зону ответственности каждого человека.

  • Защищаем механики перед руководителем Центра дизайна, чтобы согласовать подход к проекту и заложить ожидания от итогового продукта.

  • Ребята анализируют свою тему работы, выявляют количество времени на задачу и определяют можно ли это сделать.

  • Далее мы ставим установочную встречу, чтобы понять, на каком они находятся и к чему необходимо прийти.

  • Примерно два раза в неделю мы собираемся вместе и обсуждаем полученные результаты.

Когда к нам только пришел разработчик, мы более детально разбирали работу, чтобы он смог быстрее адаптироваться и понять, что необходимо сделать. В целом, опыт над прошлыми проектами помогает оптимизировать подход ко всем последующим, так как мы можем применять рабочие заготовки и использовать полученную информацию для проработки новых решений.

А так вечером каждого дня стараюсь созвониться с ребятами/посмотреть их макеты и оставить свои комментарии/вопросы, чтобы они проанализировали задачу с разных сторон и попробовали сделать что-нибудь новое. Если вдруг человек не понял, что я имел ввиду, то обычно на следующий день встречаюсь с ним и объясняю свою позицию».

Роль руководителя как новый виток развития

Глеб Любавский работает в ИЦ уже около трех лет, вступил в должность руководителя в 2022 году.
«На самом деле появилось большое количество возможностей. Я стал больше влиять на процесс создания проекта и развития команды. К примеру, я пообщался со своим руководителем по поводу необходимости трудоустройства разработчика в наш центр и очень рад, что моя просьба была услышана. И спустя время его пригласили к нам в команду. Однако, также повысился мой уровень ответственности, то есть за каждое совершенное действие отвечаю лично, и если случается какая-то непредвиденная ситуация, то мне необходимо быстро решить ее. На самом деле руководящая должность воспитывает меня. К примеру, стал больше времени уделять тайм-менеджменту. В целом моя профессиональная и личная жизнь превратилась в более системную. Поэтому данная роль интересна и полна сюрпризов».
В рамках ИЦ Глеб хочет создать дизайн-систему, с помощью которой разработчики будут получать готовые элементы для всех будущих сервисов. Тогда изменится скорость разработки проектов. Появятся элементы, которые будут переходить из продукта в продукт, видоизменяясь под нужды проекта без потери целостности компонента. А также команда WEB направления сможет быстрее прототипировать макеты.

Как руководителю выстраивать продуктивный рабочий процесс

«На самом деле необходимо быть точно уверенным в том, что за тобой есть право руководить, и ты понимаешь данный процесс. Если нет этого осознания, то тогда все действия будут сконцентрированы в узком направлении, будет сложно прогнозировать и поддерживать организационные процессы, выстраивать коммуникацию, что приведет к появлению большего количества трудностей, чем могло бы быть. А как этого достичь? Необходим контроль, но не директивный, а именно более наблюдательный и понимающий, то есть нужно периодически отслеживать задачи сотрудников, но так, чтобы это не переросло в микроменеджмент и не утомляло всех участников. Также важным аспектом является анализ работы сотрудников для понимания проблем, на каком этапе находится та или иная задача, что уже на фазе готовности. Тогда к сроку сдачи минимизируется появление каких-либо ошибок и замечаний».
Глеб Любавский уверен, что руководителю важно понимать, что многие люди бояться признавать свои проблемы, так как думают, окружение будет хуже к ним относиться. В этой ситуации лучше поговорить с сотрудником и разобраться в том, что его беспокоит, и направить, чтобы он смог осознать, как ему решить вопрос и продолжить продуктивно выполнять обязанности. Поэтому, по его мнению, во многом рабочий процесс в организации зависит от того, как руководитель выстраивает коммуникацию в своем коллективе.

Способы эффективной коммуникации с заказчиками

Руководитель WEB дизайна поделился, что при подготовке проекта очень многое решает способность понять друг друга заказчику и исполнителю и совместно принять единое решение.
«Хорошая практика — это подготовка первой версии макета и предоставление его пользователям. Для начала мы собираем информацию о целевой аудитории, целях и задачах проекта. Иными словами: «Кто? Как? И в каком контексте будет использовать продукт?». После проделанной работы с данными у нас складывается понимание о проекте, и тогда приступаем к созданию макетов. В дальнейшем мы организовываем фокус-группу, которая не знакома с сервисом. Даем задачу участникам воспроизвести действия из заранее прописанного сценария (найти раздел в интерфейсе, получить отчет, вывести необходимый набор данных). Чаще всего они применяют свой эмпирический опыт пользования различными сервисами.

Далее заказчику демонстрируем результаты исследования, процент успешности выполнения сценария, мнения пользователей и различные метрики, которые показывают в каком направлении мы двигаемся. Если необходимо, то проводим корректировку курса развития проекта согласно полученным данным. В ином случае — подтверждаем верность гипотез, заложенных в макет, и свою позицию, опираясь на выводы, полученные в ходе исследования.

Однако бывает, изначально приходят заказчики, которые уже знают, что команда работает эффективно и проекты успешные. Тогда им зачастую хватает логического объяснения. К примеру, они выразили несогласие с каким-либо элементом в макете. В данной ситуации стоит озвучить ход действий пользователя при взаимодействии с обозначенным элементом. Ёмкий, но логичный сценарий помогает быть на одной волне с заказчиком и обозначить, что предлагаемое нами решение помогает в достижении его целей. В этой ситуации вопросы отпадут сами собой. После этого заказчики смогут увидеть полную картину и согласиться. То есть необходимо терпеливо подводить людей к своему решению, чтобы они поняли причину того или иного действия».
В целом, Глеб определил два действенных способа: провести исследование и показать наглядно или сформировать твердую позицию и логику для подтверждения своего мнения. А также он отмечает, что не стоит забывать подготавливать альтернативные варианты решения вопроса для выбора.

О текущих проектах

В данный момент у команды WEB направления есть три ключевых проекта.
«Гараж ЦОДД» — это крупный проект, в котором много кода, моделей и адаптивов. Конкретно мы занимаемся макетами транспорта, которые в будущем человек сможет вывести в дополненную реальность и рассмотреть поближе. К примеру, службу помощи, дорожный патруль и катер водного патруля».
В том числе, Глеб Любавский выделил проект для оформления сотрудников в Инновационный центр. У ребят появилось желание облегчить в организации этап трудоустройства, поэтому возникла идея создать единый сервис, где будет собрана вся необходимая информация для зачисления в штат. Еще очень крутая фишка продукта, что личный кабинет в сервисе будет у всех заинтересованных лиц: сам кандидат, административный менеджер, который отвечает за сбор документов, hr-специалист и будущий руководитель сотрудника. Все будут всегда видеть, на каком этапе находится кандидат и сколько еще осталось пройти, прогнозный день выхода на работу.
«Мы надеемся, что сервис сможет упростить и ускорить данный процесс, привести коммуникацию с соискателями к единому контексту. Конечно, в дальнейшем хочется масштабировать проект на весь Транспортный комплекс (ТК).

Третий проект связан с «Архивом». Появилась потребность в хранении медиаданных в едином месте. Идею такого проекта инициировал руководитель Центра дизайна и смог предоставить место на сервере и ресурс для производства. Мы разработали MVP, который оперативно развернул Центр разработки. Позже к проекту добавились адаптивы. На сегодняшний день мы готовим масштабную проработку и расширение архива, чтобы все сотрудники ТК смогли им комфортно пользоваться. Сейчас проект находится на стадии проведения исследования. Команда аналитиков взяла на себя опросы и интервью. Позже мы изучим полученные данные и переработаем интерфейс проекта».
Помимо вышеперечисленных задач, команда занимается дашбордами для аналитиков.
Дашборд — это информационная панель, которая получает данные из других систем и отображает их в понятном виде

Как сохранить вдохновение? Профилактика профвыгорания

«Мне кажется во многом играет эго. Пока ты смотришь различные ресурсы, находишь очень крутые проекты. Внутри появляется мысль: „Я ведь тоже так могу“, и начинаешь интегрировать новые механики и инструменты в рабочие процессы. То есть сам себе задаешь мотивацию и продолжаешь действовать».
Также Глеб поделился, что креативное мышление и вдохновение можно подпитывать с помощью просмотра и анализа различных референсов как в своей сфере, так и в абсолютно других, то есть тренировать насмотренность
«Многое, что сейчас происходит в лендингах, было в период Баухауса и в самых разных стилях прошлого времени. Дизайн цикличен и дополняется из эпохи в эпоху. Появляются новые технологии и подходы, которые дают по новому посмотреть на цвет и различные элементы на мобильных устройствах. Всегда можно обратиться к вёрстке старого научно-популярного журнала, случайной иллюстрации на pinterest, интерфейсу игры и просто красивому фильму с интересной цветокоррекцией. Любые носители могут задать настроение и вдохновить на создание чего-то нового».
Для Глеба важен своевременный отдых, в это время можно насладиться плодами своего труда. Особенно ему хорошо помогает переключаться на другие занятия. К примеру, спорт, хобби или иногда стоит просто ничего не делать и организовывать «день тюленя».

Как начинающему дизайнеру добиться высоких результатов

«Существует аллегория… Я в студенческое время ходил в зал, и там был преданный делу тренер, он всегда говорил такую фразу: „Чтобы много приседать, надо много приседать“. Если углубиться, то чтобы достичь в чем-то успеха, необходимо постоянно развивать свои навыки».
Руководитель WEB направления уверен, что начинающему дизайнеру не стоит ждать, пока появятся первые заказы, лучше как можно чаще практиковаться и тренировать свои знания. В целом, если человек видит малейшую возможность нарисовать и создать для кого-то макет, то нужно хвататься, делать и показывать. А главное — постоянно рисовать, рисовать, рисовать.
«Но все мы понимаем, что создание работ только для себя может привести к потери мотивации. Поэтому не забываем подходить к друзьям, знакомым, всегда найдется человек, которому понадобятся услуги дизайнера. В целом, каждая возможность — это потенциальная вероятность дальнейшего успеха».