Инновационный центр

Надежда Кирилина: цифровой сервис «Экологическая карта» не имеет аналогов в мире

2023-11-30 10:00
Инновационный центр «Безопасный транспорт» продолжает рассказывать о#nbsp;флагманских проектах для Транспортного комплекса Москвы и, конечно, людях, которые их#nbsp;воплощают в#nbsp;жизнь. Руководитель команды Экологии и#nbsp;Безопасности Надежда Кирилина в#nbsp;материале раскрывает интересные подробности цифрового сервиса «Экологическая карта» и#nbsp;отвечает на#nbsp;вопрос: почему у#nbsp;него нет аналогов в#nbsp;мире?
Возможно#nbsp;ли посчитать количество выбросов от#nbsp;загрязняющих веществ и#nbsp;парникового газа с#nbsp;помощью камер фото-видео фиксации? Существует#nbsp;ли подобная практика в#nbsp;других странах? Есть#nbsp;ли у#nbsp;девушек в#nbsp;IT карьерный рост? Ответы на#nbsp;эти и#nbsp;другие вопросы: о#nbsp;наставниках, применении принципа Парето в#nbsp;оценки результативности, о#nbsp;здоровом перфекционизме и#nbsp;планах на#nbsp;будущее Надежды#nbsp;— найдете в#nbsp;материале.
А#nbsp;еще читателей ждет приятный бонус: подборка книг по#nbsp;урбанистике и#nbsp;транспортной аналитике от#nbsp;нашего эксперта!

Начало пути, или как аналитика и#nbsp;данные стали призванием

Понимание того, что через работу с#nbsp;данными можно сделать этот мир лучше приходило постепенно.
В#nbsp;2016 году Надежда Кирилина получила диплом бакалавра в#nbsp;Высшей школе экономики по#nbsp;направлению статистика и#nbsp;анализ данных. По#nbsp;словам Нади, это базовое образование в#nbsp;области вычислений и#nbsp;работы с#nbsp;цифрами и#nbsp;показателями.
«Во#nbsp;время обучения в#nbsp;ВУЗе в#nbsp;нас закладывали базовые знания, но#nbsp;без подробностей того, как применять их#nbsp;на#nbsp;практике. Я#nbsp;видела потенциал, который открывает работа с#nbsp;данными, и#nbsp;понимала, что дальше хочу получать более глубокие знания».
После бакалавриата Надежда поступила в#nbsp;магистратуру на#nbsp;направление «Журналистика данных». Фокус в#nbsp;этом направлении был именно на#nbsp;обработку данных и#nbsp;их#nbsp;визуализацию с#nbsp;помощью SQL, Python и#nbsp;других языков программирования.
«Тогда в#nbsp;очередной раз поняла#nbsp;— это мое направление. Поэтому пошла в#nbsp;аспирантуру, там, впоследствии, работала в#nbsp;рамках социологической школы над исследованием факторов дорожно-транспортного травматизма в#nbsp;Москве в#nbsp;рамках социологической школы».

Первая работа и сразу «match»

Еще в#nbsp;студенческие годы до#nbsp;работы с#nbsp;аналитикой, Надя была дизайнером презентаций. В#nbsp;основном это был опыт больше про разработку дизайн-концепций или написание сценариев. «Работы с#nbsp;числами, корреляциями и#nbsp;моделями было очень мало. Чувствовала, что мне этого не#nbsp;хватает».
В#nbsp;сентябре 2018 года Надежда получила оффер в#nbsp;ЦОДД. Тогда относительно работы у#nbsp;нее был уже конкретный запрос: «В#nbsp;тот период уже точно поняла, что хочу влиять на#nbsp;жизнь вокруг, улучшая ее#nbsp;с#nbsp;помощью данных. И, когда я#nbsp;пошла в#nbsp;аспирантуру, там случился окончательный „match“». Суть исследовательской работы Нади заключалась в#nbsp;том, чтобы проанализировать ДТП в#nbsp;Москве с#nbsp;помощью данных. «Я#nbsp;изучала факторный анализ: по#nbsp;какой причине, в#nbsp;каких локациях происходит ДТП, что повышает и#nbsp;что снижает риск, например, тяжелого ДТП».
На#nbsp;тот момент ЦОДД оказался тем работодателем, у#nbsp;которого можно было применить свои идеи, знания и#nbsp;навыки, они уже использовали данные для принятия каких-либо управленческих решений в#nbsp;городе.
Надя пришла в#nbsp;команду, в#nbsp;составе которой решались ad-hoc задачи. «Это была очень срочная, важная аналитика для руководства, которая зачастую влияла на#nbsp;принятия управленческих решений, направленных на#nbsp;повышение комфорта и#nbsp;безопасности в#nbsp;городе».
В#nbsp;тот период в#nbsp;основном Надя в#nbsp;команде аналитиков ЦОДД работала с#nbsp;числовыми метриками. С#nbsp;их#nbsp;помощью ребята показывали, что происходит на#nbsp;дорогах в#nbsp;конкретных участках и#nbsp;в#nbsp;целом.
«Параллельно внутри команды мы#nbsp;пытались разрабатывать свой подход к#nbsp;обработке информации и#nbsp;тестировали собственную методологию. Например, решали вопрос: «Как корректно считать скорость потока автомобилей, которые проезжают между двумя камерами?»
В#nbsp;2017—2018 годах как-то очень резко стала популярна тема урбанистики, появилось большое количество блогеров, пишущих на#nbsp;эту тему. «Я#nbsp;читала, изучала тему. Особенно было приятно, когда эксперты в#nbsp;своих материалах ориентировались и#nbsp;ссылались на#nbsp;конкретные цифры и#nbsp;аналитику».

Интересные задачи

Летом 2020 года Надежда вместе с#nbsp;командой перешла из#nbsp;ЦОДД в#nbsp;Инновационный центр «Безопасный транспорт».
«В#nbsp;ЦОДД были небольшие задачи, над ними мы#nbsp;работали в#nbsp;формате сжатых сроков. После прихода в#nbsp;Инновационный центр, команде была обозначена цель более стратегического уровня#nbsp;— разработка линейки цифровых продуктов и#nbsp;сервисов. Это был уже совершенно другой подход, уровень и#nbsp;масштаб. Тут мы#nbsp;пришли работать в#nbsp;рамках целого цикла#nbsp;— от#nbsp;идеи до#nbsp;реализации продукта, который ты#nbsp;потом развиваешь, продвигаешь, ставишь OKR#nbsp;— выполняешь их».

О команде, задачах и SCRUM культуре внутри «госов»

На#nbsp;сегодняшний день команда Нади состоит из#nbsp;трех человек. Вместе они развивают два продукта: «Экологическая карта» и#nbsp;«Индекс безопасности». Иногда ребята подключаются к#nbsp;каким-то задачам, с#nbsp;которыми приходят коллеги. «Недавно пришел еще один сотрудник, который закончила экологический факультет МГИМО и#nbsp;дает экспертные комментарии, это очень ценно».
Надя проводит ежедневные созвоны, на#nbsp;которых команда подводит итоги за#nbsp;предыдущий день и#nbsp;формирует планы на#nbsp;текущий. «Если есть какие-то затыки, то#nbsp;мы#nbsp;их обсуждаем. Это тоже элемент такой SCRUM культуры. Плюс все члены команды слушают друг друга, это позволяет быть в#nbsp;курсе того, чем занимаются коллеги»
Как руководитель Надя составляет дорожные карты, вычитывает разработки и#nbsp;курирует работу ребят.
«Также у нас есть ИПР – индивидуальные планы развития. В соответствии с ними, каждый месяц я встречаюсь с членами команды, сверяемся с их личными целями. Стараемся выстроить работу так, чтобы учитывать это и обеспечивать постоянное развитие».
Суть работы в#nbsp;рамках проекта «Индекс безопасности» заключается в#nbsp;том, чтобы выявлять те#nbsp;участки на#nbsp;дороге, которые побуждают водителей нарушать правила дорожного движения. Инфраструктурный аспект играет очень высокую роль в#nbsp;вопросах, например, того#nbsp;же ДТП. Высокая скорость#nbsp;— одна из#nbsp;причин, появления пострадавших в#nbsp;ДТП. Чем выше скорость, тем больше шанс попасть в#nbsp;ДТП с#nbsp;более серьёзными последствиями.

Разбивая стереотипы работы в IT-подразделении в#nbsp;государственной структуре

Удивительно, но#nbsp;несмотря на#nbsp;прямое отношение к#nbsp;госструктуре#nbsp;— система отношений в#nbsp;Инновационном центре «Безопасный транспорт» и#nbsp;менеджмент внутренних процессов совершенно не#nbsp;похож на#nbsp;«гос» в#nbsp;привычном и#nbsp;клишированном понимании обывателя.
«Интересно, что, когда рассказываешь друзьям, многие в#nbsp;шоке, что у#nbsp;нас элементы SCRAM, OKR. Мы#nbsp;современные, все планируем и#nbsp;стараемся выполнять в#nbsp;срок, а#nbsp;не#nbsp;просто сидим и#nbsp;гадаем: как-то, что получилось потом применить?»

Продукт Инновационного центра#nbsp;– цифровой сервис «Экологическая карта». История зарождения

В#nbsp;начале 2021 года у#nbsp;нас появилась идея: попробовать рассчитать выбросы от#nbsp;транспорта с#nbsp;помощью городских камер фото-видео фиксации.
Зарождалась концепция именно так#nbsp;— команда предположила, а#nbsp;что, если транспортные детекторы, расположенные по#nbsp;всему городу, использовать как аналоги станций воздуха. Но#nbsp;они только фиксируют транспортный поток, а#nbsp;цель задачи#nbsp;— проанализировать, проезжающие автомобили и#nbsp;перевести это в#nbsp;выбросы.
«Тогда мы#nbsp;только начинали сотрудничество с#nbsp;коллегами в#nbsp;области экомониторинга. В#nbsp;начале 2021 года у#nbsp;нас было недостаточно компетенций, но#nbsp;мы#nbsp;были очень заряжены реализовать идею. Делали разные попытки, модели, но#nbsp;они были больше математические. Мы#nbsp;просто воспринимали выброс как некую переменную, которая меняется от#nbsp;конкретных факторов».
В#nbsp;последствии, все оказалось гораздо сложнее. Тема экологии включает большое количество аспектов, которые необходимо учитывать. Построением простой регрессионной модели тут не#nbsp;обойдешься.
В#nbsp;начале 2022 года Департамент природопользования и#nbsp;окружающей среды отправил официальное постановление о#nbsp;том, что городу нужен сервис оценки выбросов от#nbsp;автомобильного транспорта.
«Это запустило цепочку активных действий с#nbsp;нашей стороны. Плюс, активно стали помогать коллеги из#nbsp;Мосэкомониторинга и#nbsp;нашу работу курировал Департамент природопользования и#nbsp;охраны окружающей среды».
За#nbsp;9 месяцев команда, в#nbsp;которую входила Надя, сформировала методологию, как и#nbsp;на#nbsp;основе каких инструкций все рассчитывать.

Как с помощь камер можно посчитать выбросы от#nbsp;автомобилей в#nbsp;рамках улицы, района, округа, города?

У#nbsp;проекта «Экологическая карта» в#nbsp;мире нет аналогов. Разработанный алгоритм позволяет считать выбросы для каждой улицы в#nbsp;городе, для каждого часа. И#nbsp;это, именно выбросы, перемещающихся автомобилей. Есть расчёты на#nbsp;Росстате, которые тоже отвечают на#nbsp;вопрос сколько автомобили выбросили в#nbsp;Москве. Но#nbsp;это одно значение для года, какую-либо детализацию получить нельзя. Кроме этого, показатель создается на#nbsp;основе автомобильного парка Москвы.
«Во-первых, по#nbsp;городу перемещается не#nbsp;весь автомобильный парк, во-вторых, те#nbsp;автомобили, которые двигаются по#nbsp;улицам, не#nbsp;факт, что они входят в#nbsp;московский парк. Поэтому, мы#nbsp;очень гордимся нашей моделью т.к. фактически получаем данные в#nbsp;режиме реального времени и#nbsp;умеем рассчитывать выбросы с#nbsp;очень высокой детализацией».
В рамках проекта «Экологическая карта» в ИЦ поступают обезличенные данные, то есть без персональных данных о владельцах автомобилей. Даже марка машины не нужна.
Внутренняя механика работы сервиса «Экологическая карта» такова: в#nbsp;начале к#nbsp;нам поступает большое количество данных, мы#nbsp;из#nbsp;них выделяем только те, которые нам нужны, а#nbsp;дальше распределяем по#nbsp;«корзинам». «Корзина»#nbsp;— это сочетание:
  1. типа транспорта (легковые и#nbsp;грузовые автобусы),
  2. типа двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, электрический),
  3. экокласса (1, 2, 3, 4, 5 и#nbsp;выше).
ГРЗ (государственный регистрационный знак) автомобили в#nbsp;«Экологической карте» не#nbsp;используем. Потом работаем с#nbsp;«корзинами» и#nbsp;их#nbsp;сущностью. Нам важно понимать, сколько конкретно автомобиль произвел выбросов, а#nbsp;выбросы зависят от#nbsp;вышеперечисленных характеристик.
Например, мимо камеры, размещенной на#nbsp;улице, проезжает 100 автомобилей. Мы#nbsp;эти автомобили распределяем по#nbsp;условным «корзинам». На#nbsp;выбросы влияет только тип средства, поэтому после распределения по#nbsp;«корзинам» данные по#nbsp;марке и#nbsp;модели больше не#nbsp;используем. При анализе транспортных средств типа автобус маркируем только вместимость, ее#nbsp;необходимо учитывать при оценке выбросов. Если грузовик#nbsp;— то#nbsp;важна масса.
К#nbsp;концу 2022 года#nbsp;ИЦ официально согласовал с#nbsp;Мосэкомониторингом методологию расчета. В#nbsp;2023 году стартовала разработка сервиса «Экологическая карта». Летом 2023 года он#nbsp;был успешно реализован на#nbsp;домене mos.ru.
«Сейчас мы#nbsp;на#nbsp;этапе различных тестирований, собираем обратную связь и#nbsp;в#nbsp;декабре, на#nbsp;ключевом внутреннем мероприятии года „Инновационная столица-2023“, обязательно расскажем о#nbsp;том, какой путь мы#nbsp;прошли».

О мировом опыте

Относительно «Индекса безопасности», чтобы сделать лучший продукт, мы#nbsp;оценивали в#nbsp;том числе опыт стран в#nbsp;области наказаний за#nbsp;правонарушения. В#nbsp;каких-то лишают прав, где-то необходимо экзамены заново сдавать или остановиться и#nbsp;подождать. Мировой опыт важен, особенно для тех стран, где критически упал социальный риск (это число погибших в#nbsp;ДТП на#nbsp;100 тысяч населения). Конечно, в#nbsp;качестве примера, берем ценные работы. Особенно полезным является опыт, построенный на#nbsp;математических моделях. Данных много, и#nbsp;задача из#nbsp;них взять то, что поможет достигнуть цели.

Личные взгляды на извечные вопросы

Возможен ли город без ДТП?

«Не#nbsp;готова ответить на#nbsp;вопрос, может#nbsp;ли быть город без ДТП. Но#nbsp;уверена, что нужно стремится к#nbsp;этому. Вот концепция vision zero поставила себе эту цель, и#nbsp;у#nbsp;них снизился социальный риск. Конечно, хочется, чтобы продолжалась тенденция, что автомобиль#nbsp;— это не#nbsp;главный участник на#nbsp;дорогах города. Каждый из#nbsp;нас пешеход, даже если есть автомобиль. Поэтому хочется пешеходов сделать главными, чтобы им#nbsp;было комфортно перемещаться по#nbsp;городу. Будем стремиться к#nbsp;нулю ДТП. Не#nbsp;знаю достигнем#nbsp;ли, но#nbsp;будем стараться.

Хочется создавать больше продуктов, которые нацелены на#nbsp;снижение опасности вождения в#nbsp;городе. Чтобы у#nbsp;нас социальный риск на#nbsp;дорогах приблизился к#nbsp;значениям в#nbsp;крупных городах Европы, и#nbsp;возможно, тогда люди станут реже получать травмы в#nbsp;ДТП и#nbsp;еще хуже#nbsp;— погибать".

Когда ты начала работать с#nbsp;экокартой, твое отношение к#nbsp;экологии изменилось?

«Я#nbsp;живу в#nbsp;городе Королев и#nbsp;передвигаюсь только на#nbsp;велосипеде. До#nbsp;любой локации за#nbsp;минут 15 может доехать, поэтому это полностью мною управляемых процесс. Не#nbsp;нужно никого ждать и#nbsp;можно спокойно доехать. Очень комфортный мой стиль перемещения».
Надя верит в#nbsp;силу маленьких шагов. Если каждый человек на#nbsp;протяжении длительного времени будет делать, что-то маленькое, то#nbsp;получится большой и#nbsp;мощный эффект.
«Экологическую карту» я#nbsp;тоже воспринимаю как-то так. Мы#nbsp;сделали продукт, который что-то объясняет, и#nbsp;дальше будут приниматься следующие решения, которые действительно повлияют на#nbsp;снижение выбросов".
Надя думает, что в#nbsp;будущем два ее#nbsp;продукта могут даже объединиться в#nbsp;один. Большие транспортные потоки повышают риск количества ДТП и#nbsp;экологическую нагрузку в#nbsp;том числе.
«Вряд#nbsp;ли сервис будет побуждать собирать на#nbsp;переработку пластиковые бутылки, но#nbsp;я#nbsp;надеюсь, что на#nbsp;уровне городских решений, может привести к#nbsp;классным действиям и#nbsp;сделать нашу жизнь экологичнее и#nbsp;безопаснее»

«Без тебя не#nbsp;было#nbsp;бы меня». О#nbsp;наставниках

«Удивительно, но#nbsp;мне очень везло. Все мои непосредственные руководители обладали „заразительными“ hard и#nbsp;soft skills. И#nbsp;мне всегда было чему у#nbsp;них поучиться и#nbsp;самое ценное, что они находили время обучить чему-то меня».
В#nbsp;ЦОДД Надежда научилась основному стеку технологий, которые она использует и#nbsp;сейчас#nbsp;— это и#nbsp;SQL и#nbsp;геопространственный анализ.
«Для меня было удивительно, что можно давать такие четкие замечания. У него был широкий кругозор. Когда я пришла в Инновационный центр, меня поддержал Николай Кустов, составлял со мной индивидуальный план развития. В ЦОДД я была больше Data-аналитиком. Это один стек направлений. Ты можешь быть очень крутым специалистом, но это не факт, что станешь таким же руководителем. Это новая сфера, в которой нужно развиваться. Например, у Кустова был обязательный пункт – чтение книг. Одна из книг попала прямо в душу, так как это была книга о том, как девушка из Москвы, работающая в IT, стала руководителем команды».
Нынешний наставник#nbsp;— руководитель в#nbsp;ИЦ дает ценную обратную связь, более верхнеуровневую. Его комментарии и#nbsp;замечания позволяют подняться и#nbsp;посмотреть на#nbsp;ситуацию выше.

Есть теория о#nbsp;том, что руководителями становятся перфекционисты

«Мне кажется, чрезмерный перфекционизм будет мешать в#nbsp;работе. Я#nbsp;стараюсь приводить все наши достижения к#nbsp;тому, чтобы они были с#nbsp;формулировкой «достаточно хорошо». Потому что, если уходить в#nbsp;перфекционизм, то#nbsp;релиз любого проекта был#nbsp;бы практически невозможен. Например, если брать любой пункт из#nbsp;to#nbsp;do листа, то#nbsp;можно продолжать совершенствоваться и#nbsp;т.#nbsp;д. Кроме этого, есть внешние факторы, которые могут нас ограничивать.»
Успешная математическая модель руководителя и#nbsp;менеджера равна возможности учитывать наибольшее количество условий и#nbsp;вводных. Задача менеджера, чтобы 20% усилий приносили 80% результата. Это система Парето.
«Руководитель должен расставлять приоритеты и#nbsp;отмечать, что важно. Перфекционизм штука опасная, хотя говорят, что многие крутые проекты сделаны именно перфекционистами».

О любимых продуктах и#nbsp;планах на#nbsp;будущее

Экологическая карта#nbsp;— это целый мир, где нельзя заскучать.
«Во#nbsp;время работы по#nbsp;развитию проекта, ни#nbsp;в#nbsp;одних учебниках ты#nbsp;не#nbsp;найдешь правильного ответа на#nbsp;вопрос. Мы#nbsp;сами придумываем, как будем это решать и#nbsp;проверять себя. Это действительно очень творческий процесс. Так как это сервис, у#nbsp;нас есть работа над UX/UI, мы#nbsp;оцениваем, как пользователь видит сервис, как использует, проводим различные фокус-группы».
Для Надежды очень ценно, что ее#nbsp;работа про что-то хорошее. Она позволяет принимать эффективные управленческие решения, ты#nbsp;можешь посмотреть и#nbsp;оценить текущую ситуацию.
Например, изначально была идея в#nbsp;пределах ТТК ограничить въезд автомобилей ниже класса эко-4.
«Мы#nbsp;посмотрели, что в#nbsp;рамках нашей модели, от#nbsp;ввода этих ограничений это#nbsp;бы не#nbsp;принесло никакого эффекта, так как у#nbsp;нас большинство легковых автомобилей „эко-4“, „эко-5“ и#nbsp;выше. До#nbsp;предоставления нашей аналитики руководство города могло#nbsp;бы принять непопулярное решение, которое#nbsp;бы стоило очень дорого. И#nbsp;это здорово, что мы#nbsp;можем реально оценить эффект от#nbsp;того, чтобы понять: какие меры действительно снизят количество выбросов? Я#nbsp;люблю, ценю свои продукты и#nbsp;даже вдохновляюсь ими».
В#nbsp;желаемых планах на#nbsp;будущее у#nbsp;Надежды#nbsp;— возможное создание экосистему, которая позволит улучшать транспортную безопасность в#nbsp;городе.
«Работа над цифровым сервисом, приносящим пользу городу и#nbsp;его жителям, заряжает энергией и#nbsp;мотивирует на#nbsp;то, чтобы постоянно совершенствоваться и#nbsp;развиваться. Мы#nbsp;тестируем различные гипотезы ищем ответы на#nbsp;возникающие вопросы, а#nbsp;значит, казалось#nbsp;бы, даже в#nbsp;рамках одного проекта, не#nbsp;стоим на#nbsp;месте».

{$te}